Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Насилие над детьми в семье

Дата: 17 апреля 2020 в 19:12
126 просмотров

Насилие над детьми в семье

         Статистика показывает, что насилию в семье подвергаются дети различного возраста и пола. Многие исследования доказали существование некоторых факторов риска, увеличивающих вероятность произведения насильственных действий над детьми. К таким факторам относят:

- возраст (в 67% случаев зафиксированного насилия, возраст детей не достигал 1 года, в 80% – 3 лет);

- 50% случаев насильственных действий над детьми идут родом из детства (родители в детстве тоже подвергались насилию);

- домашний террор чаще распространяется на детей с разными расстройствами психики, речи, с врожденными дефектами или хроническими, рецидивирующими болезнями;

- неродные дети.

        Согласно статистическим данным, в 77% случаев дети страдают от родителей, в 11 % – от других родственников, в 2% – от людей, с которыми нет близкородственных связей, например, няни или неродные родители.

          Насилие над малышом – это избиение, различные издевательства, унижения, нанесение серьезных травм, телесных повреждений и увечий ребенку родителями или другими взрослыми. Выделяют следующие категории насилия: отсутствие заботы, эмоциональное давление, физическое и половое насилие.

        Отсутствие заботы может выражаться в отказе медицинской или психологической помощи ребенку, изгнании из дома, прекращении кормления, позволении прогуливать школу, абсолютном отсутствии контроля над ребенком, запрете на участие в школьных мероприятиях, не обеспечении необходимыми вещами для обучения в школе и т.д.

         Физическое насилие является одной из наиболее распространенных форм проявления насилия над ребенком. Оно заключается в преднамеренном нанесении физического вреда ребенку. Может выражаться в регулярных избиениях, нанесении увечий или телесных повреждений.

             Половое насилие над детьми находится на третьем месте по частоте встречаемости. Оно заключается в склонении ребенка половому сношению генитального, анального или орального характера. Также к половому насилию «без прикосновений» относят детскую порнографию.

         Эмоциональное насилие над детьми отдельно встречается довольно редко, однако считается одной из наиболее распространенных форм. Обычно оно происходит в сочетании с другими видами домашнего террора над детьми.

При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!

Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.


Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

      Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. 
        Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
       Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. "Куплю конфету – не куплю конфету". Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова "Подойди сюда" с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: "Попадусь – не попадусь". Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения
       По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
·         не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
·         не хвалить больше двух раз за одно и то же;
·         не хвалить из жалости;
·         не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.
Индивидуальные требования к норме похвалы
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
·         дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;
·         дети с обоснованным комплексом "сверх полноценности" (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
·         самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочныесведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

 

Типы похвалы

  1. "Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
  2. "Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:
a)    утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
b)    одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
c)    не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.
Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  1. "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  2. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  3. "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Наказание
      При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему "отпущение грехов". Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.
    Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.
         Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

 

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.; 
  • лишение поощрений и привилегий; 
  • осуждение поведения; 
  • народное средство. 

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Правила наказания
1)    Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2)    Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3)    Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4)    За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5)    Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6)    Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7)    Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8)    Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.