Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Практические рекомендации по построению конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях

Дата: 19 октября 2020 в 09:56, Обновлено 19 октября 2020 в 09:58

       Все, что написано далее, касается личности самого учителя (руководителя) — изменения его установок и реакций для достижения желаемых партнерских отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно они ни были подготовлены, не приведут к успеху, если учитель неискренен в своих установках и чувствах.

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности

      Описывайте поведение ребенка безоценочно. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте таких слов, как «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Это — правило «здесь и сейчас». Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ экстренного вмешательства, говорите только о том, что произошло только что.

      Будьте твердым, но доброжелательным. Вы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его. И в то же время вы должны быть доброжелательными в отношении ученика, совершившего проступок, чтобы у него не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с нами. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка означает, что вы верите в своих учеников, считаете, что они могут вести себя в соответствии с правилами. Ваша вера в детей — самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями

        Когда ученик демонстрирует «плохое» поведение, учитель переживает весьма неприятные эмоции. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу. Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание.

     Ученики, как правило, понимают, что они поступают неправильно. При этом они ожидают от нас определенной реакции, забрасывают «крючок». Если мы ловим его, игра начинается. Мы начинаем злиться, а ведь ради этого игра и затевается, наш гнев — итог игры, победа ученика в этой партии. Но попробуйте отказаться от игры. Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции. Накрученные общением, учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то — домашнюю работу или общение с друзьями. Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой. Закройте окна, включите на полную мощность радио, чтобы вас не слышали другие водители. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в классе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т. д. Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. В конце пути, подъезжая к дому, вы почувствуете себя гораздо легче, чем в начале поездки. Собственно, все то же можно проделать и не в машине, а дома. Главное – чтобы вы имели возможность уединиться в отдельном помещении, где вас никто не будет смущать.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации

       Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее. Предвосхищая вопросы учителей, желающих точно знать, чего же нельзя делать, перечисляем типичные ошибки в реагировании на выходки.

     Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:

  • повышаем голос;
  • произносим фразу типа. «Учитель здесь пока еще я»,
  • оставляем последнее слово за собой;
  • используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • разговариваем с сарказмом;
  • даем оценку характеру ученика;
  • действуем с превосходством, используем физическую силу;
  • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему;
  • настаиваем на своей правоте;
  • читаем морали;
  • ставим учеников в угол;
  • оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»;
  • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»;
  • изображаем негодование;
  • придираемся, изводим кого-то придирками;
  • передразниваем учеников;
  • сравниваем одного ученика с другим;
  • командуем, требуем, давим;
  • поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

     Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина.

     Вы, скорее всего, удивились, обнаружив в списке ошибок «награждаем учеников». Слишком часто некоторые награды, которые получают ученики, напоминают взятки и поддерживают их намерения вновь и вновь возобновлять плохое поведение, чтобы вновь получить что-то подобное.

Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже

       Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам не удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены. Особенно, когда работают «сильные отрицательные эмоции» - при взаимодействии с властными и мстительными учениками.

     Когда же проводить обсуждение? Возможно, через час, а может быть, завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать, тогда можно обсудить инцидент с учеником. Когда учитель будет в состоянии дать описание нарушения поведения объективно, причем именно того, что произошло, а не того, кто виноват в этом, то есть описать действия, а не действующего.

     Вы спросите, как же ученик узнает, что его поведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведет? Большинство ваших учеников прекрасно знают, когда они себя плохо ведут и какой эффект имеет такое поведение.

Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо»

      Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что учитель сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить правильно. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: «Я сделаю это — но по-своему, а не вашим способом». Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздраженного учителя. Он воспринимает такое поведение как издевательство, требует полного подчинения себе — и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает — если мы играем в эту игру вместе с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо» и вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения

     Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижения, ругань — все это черты агрессивного общения. Чаще всего подобная картина наблюдается при взаимодействии с мстительными учениками. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но... только в своем воображении. Даже если вы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), в момент конфликта они все же могут захлестнуть вас. Поэтому придерживайтесь следующих правил:

  • отложите на потом дисциплинарные меры;
  • примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций;
  • воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны.

     Наибольшая польза этих правил в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.