В силу разных причин многие ученики не сообщают о пережитом насилии или продолжающемся буллинге. Поэтому важную роль в выявлении фактов насилия играет наблюдательность педагогов и других сотрудников образовательного учреждения, их внимательное отношение к ученикам и способность вовремя заметить симптомы неблагополучия в их поведении и настроении.
По следующим признакам можно предположить, что учащийся находится в состоянии стресса, возможно, вызванного конфликтами и насилием, с которым он сталкивается в образовательном учреждении:
- частные пропуски занятий или прогулы в определенные дни или определенных уроков;
- опоздания на занятия, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин или по надуманным причинам;
- частые жалобы на плохое самочувствие на занятиях;
- замкнутость, уход в себя, избегание друзей, одноклассников, самоизоляция или изоляция со стороны других учащихся;
- резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другой деятельности;
- недоверие к сверстникам и взрослым, низкая самооценка, неуверенность в себе;
- рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность концентрироваться; постоянное или частое состояние тревожности, напряженности; пугливость, боязнь громких звуков и резких движений;
- постоянное или частое плохое настроение, состояние угнетенности, подавленности, или, наоборот, гиперактивности, раздражительности, агрессивности;
- резкие и беспричинные перепады настроения;
- частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда;
- отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно неправдоподобные объяснения.
Данный список не является исчерпывающим, а многие из этих признаков – специфическими для насилия. Тем не менее, если эти признаки усматриваются, учителю совместно с психологом образовательного учреждения необходимо выяснить их причины – доверительно и конфиденциально побеседовать с учащимся, его родителями, друзьями и сделать это максимально тактично, чтобы своими действиями не усугубить его состояние, не нанести дополнительную травму.
Раннему выявлению признаков насилия в школе (училище) или классе (группе) способствуют социометрические измерения – диагностика межличностных и межгрупповых отношений, изучение психологического климата, по результатам которых можно обнаружить проблемные взаимоотношения, конфликтные ситуации в самом начале их формирования и своевременно их разрешить.
Кроме того, периодическое изучение социально-психологического климата (проводимое при обязательном соблюдении принципов добровольности, конфиденциальности и анонимности) позволяет оценивать эффективность профилактики и мер реагирования на случаи насилия. Подобные исследования не должны упускать вопросы, связанные с насилием и дискриминацией на гендерной почве и сексуальным насилием – наиболее трудно выявляемыми видами насилия.